Системы контроля давления в шинах

Системы контроля давления в шинах

Колеса автомобиля являются в прямом смысле его мягким и довольно уязвимым местом. Достаточно, чтобы спустило одно колесо и уже никуда не поедешь, пока не отремонтируешь его или не заменишь запасным. Для бескамерных шин потеря части давления опаснее всего. Обода перестают обеспечивать герметичность, давление может упасть полностью, и в один момент. Если это происходит в движении, то запросто может возникнуть аварийная ситуация. Водитель, как правило, к такой ситуации не готов, а на все про все у него доли секунды.

Очевидно, что давление в шинах должно быть в норме – шутить с этим нельзя. Однако как можно осуществлять контроль перед выездом без использования манометра? Визуальный осмотр дает довольно высокую погрешность. Подспустившее колесо на ходу начинает сильнее сопротивляться качению, автомобиль уводит в сторону, а расход топлива повышается. Опытный водитель может почувствовать неладное и обязательно остановится на обочине для внешнего осмотра. Новичок же, скорее всего, не обратит внимание на незначительный увод автомобиля в сторону, особенно если это правая сторона. Тем временем колесо будет продолжать терять давление, и когда то опустится до критического уровня, при маневрах может слететь с диска, провернуться при торможении со всеми последствиями.

Подобных случаев в практике немало, поэтому относиться к контролю давления в шинах необходимо со всей серьезностью. Благо, технические средства для этого сегодня имеются. Во-первых, никто не отменял традиционный замер давления манометром. Однако этот способ относится к труднореализуемым, поскольку редкий водитель станет постоянно делать обход колес с этим приспособлением. Намного удобнее пользоваться специальными средствами, которые информируют водителя о давлении в шинах без необходимости замера.Механические индикаторы давления в шинах

К таким средствам относятся, прежде всего, колпачки с цветными индикаторами, которые меняют цвет при изменении давления в баллонах. Такие колпачки накручиваются на вентили подкачки вместо обычных колпачков-заглушек. Работают они по простой схеме: упало незначительно давление – цвет индикатора с зеленого поменялся на предупреждающий (желтый, фиолетовый и др), упало до критического уровня – цвет поменялся на красный.

Предупреждающие индикаторные колпачки дают возможность в течение нескольких секунд, обойдя автомобиль, выявить подспустившее колесо. Главным недостатком этого метода является низкая информативность: водитель может обнаружить неполадку только при обходе авто, – на ходу же этого сделать не удастся. Кроме того, подбирать колпачки необходимо в строгом соответствии с параметрами ваших колес, иначе они будут информировать некорректно. Индикаторные колпачки лучше, чем ничего, но хуже, чем более сложные средства, о которых пойдет речь ниже.

В идеале система обнаружения утечки давления должна оповещать водителя сразу после возникновения проблемы. Если давление снижается на ходу, то водитель должен об этом узнать и принять соответствующие меры. Только в таком случае можно говорить о полной безопасности со стороны колес. И такие средства сегодня есть – это электронные системы контроля давления в шинах.

Обнаружить падение давления в шинах можно двумя способами. Первый (TPMS) – разместить внутри шины или на вентиле подкачки специальный датчик, который будет информировать водителя по каналам радиосвязи через приборную панель или даже по протоколу Bluetooth, отправляя сигнал на мобильный телефон или коммуникатор.

Второй способ более сложный и используется в качестве штатной системы обнаружения спада давления, которая включена в серийную комплектацию некоторых автомобилей. Засечь утечку воздуха из шин помогает система АBS, которая перманентно производит сравнение частоты вращения колес. Если возникает разница этой частоты, то на приборную панель поступает сигнал с указанием проблемного колеса. Однако какая связь между разностью частот и давлением в шинах? Дело в том, что при уменьшении давления профиль шины становится ниже, а в месте с ним сокращается и радиус колеса – отсюда и разница скорости вращения.

Электронные датчики давления в шинахОписанную систему нельзя назвать идеальной по той причине, что сигнал может иногда может поступать ошибочно, например, при прохождении затяжных поворотов, когда колеса проходящие по более короткой траектории соответственно медленнее вращаются. Правда, в таких ситуациях водитель знает, что с большой долей вероятности сигнал будет ложным. После прохождения поворота по идее индикатор должен погаснуть.

Системы, основанные на анализе частоты вращения колес, становятся бесполезны при установке покрышек, изготовленных по технологии Run-Flat. Благодаря данной технологии профиль резины практически не уменьшается при частичной потере давления, а при полной уменьшается максимум на 40%. Удержанию высоты профиля способствуют усиленные боковые стенки покрышек. Они позволяют проехать на спущенном колесе довольно долго.Блок индикации давления в шинах

Более точно о спустившем колесе информирует система X-Pressure (Acoustic), состоящая из колпачков со встроенными датчиками давления и радиопередатчиком, а также центрального блока, куда поступают сигналы. Инсталляция системы проста: нужно сменить штатные колпачки на X-Pressure и активировать блок. Сами колпачки имеют нестандартные гайки и откручиваются специальным ключом. Кроме того, воровать колпачок без блока не имеет смысла. В каждом колпачке имеется собственный источник питания, который, к сожалению, нельзя заменить. Питания хватает на 5000 часов – это, примерно, пять лет работы. Когда элементы питания в колпачках разрядятся, необходимо будет приобретать новый комплект колпачков.

Существуют также датчики, устанавливаемые внутрь колеса. Они относятся к более ранним поколениям, но тоже исправно справляются со своей функцией.

Источник: http://www.avtoserver.su